ЛЕКЦИЯ: «Формы и способы защиты прав предпринимателей»
Предметом защиты в сфере предпринимательской деятельности являются нарушенные или оспариваемые права и законные интересы лиц, осуществляющих такую деятельность.
Защита прав предпринимателей и их охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, то есть посредством применения надлежащей формы и способов защиты.
Существуют различные основания классификации данных форм и способов.
Наиболее удачной является классификация, согласно которой формы защиты делятся на судебные и внесудебные.
Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения.
В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, являются:
— Конституционный Суд Российской Федерации;
— арбитражные суды;
— суды общей юрисдикции (от районного, городского до Верховного Суда РФ).
Конституция Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты устанавливают обязанность государства обеспечивать свободу экономической деятельности. Комплексное решение этой задачи возложено на органы государственной власти и местного самоуправления, а выявление правонарушений и устранение угроз свободе экономической безопасности – на органы прокуратуры.
Формирование положительной мотивации у граждан к предпринимательству, создание благоприятных условий для свободного использования своих возможностей, добросовестной конкуренции, оказание различных мер поддержки развивающимся малым и средним предприятиям – все это является одной из важнейших направлений современной государственной политики нашей страны, поскольку именно малое и среднее предпринимательство создает основу рыночной экономики.
В настоящее время принят ряд мер, призванных усилить гарантии защиты хозяйствующих субъектов. Это – совершенствование механизма проведения мероприятий по контролю, уведомительный порядок начала деятельности, предоставление преимущественного права выкупа арендованного государственного и муниципального имущества и другие.
Очевидно, что для предпринимателей ценность надлежащей системы охраны прав на порядок выше, чем ценность системы способов защиты, ведь основная задача бизнеса — вести деятельность в комфортном, охраняемом деловом климате, а не постоянно бороться за свои права, пусть даже и с использованием вполне совершенных форм и способов защиты прав. Именно в этом можно усмотреть одну из главных задач проводимой государством реформы контрольно-надзорной деятельности.
К основным целям реформы относятся усиление охранной функции права, внедрение риск-ориентированного подхода, смещение акцентов с карательной функции контроля (надзора) на предупредительную.
Усиление охранительной направленности контрольно-надзорного законодательства в связи с принятием Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о контроле), качественное повышение роли превенции, внедрение риск-ориентированного подхода неизбежно снизят уровень административного давления на бизнес. К важнейшим принципам, закрепленным Законом о контроле, можно отнести: стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований (ст. 8), соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц (ст. 9), охрану прав и законных интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц (ст. 10), недопустимость злоупотребления правом контрольными (надзорными) органами (ст. 11), открытость и доступность информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ст. 13), оперативность при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ст. 14). От того, насколько четко эти принципы будут проводиться в жизнь при применении иных норм законодательства о контроле (надзоре), во многом будет зависеть эффективность этого законодательства. Обход закона контрольными (надзорными) органами при наличии таких принципов будет существенно затруднен.
Качественное усиление роли информационных систем (глава 4 Закона о контроле) уже само по себе может иметь мощный антикоррупционный эффект, вывести на новый уровень администрирование контрольно-надзорных функций, снизить риск негативного влияния человеческого фактора, включая ошибки контролирующих должностных лиц.
В этой связи необходимо помнить о правах контролируемого лица при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (ст. 37 Закона о контроле):
1) право присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами;
2) право получать от контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами;
3) право получать от контрольного (надзорного) органа информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
4) право знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать контрольному (надзорному) органу о своем согласии или несогласии с ними;
5) право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения контрольного (надзорного) органа, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) право привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного (надзорного) органа с контролируемыми лицами).
В современный период в России сложилась успешная практика защиты прокурорами прав и интересов хозяйствующих субъектов, а также свободы экономической деятельности, модернизирована организация работы в соответствии с новыми социально-экономическими реалиями. Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» прокуроры ориентированы на системную работу на данном приоритетном направлении деятельности.
Генеральная прокуратура Российской Федерации ориентировала прокуроров принимать весь комплекс мер для обеспечения законности и свободы экономической деятельности. Для этого во всех регионах страны, в том числе в Ленинградской области, организован постоянный мониторинг в сфере соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, усилено информационное сотрудничество с объединениями предпринимателей.
Предметом прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности являются:
— исполнение положений действующего законодательства, обеспечивающих право граждан на свободное осуществление законной предпринимательской деятельности;
— соблюдение прав хозяйствующих субъектов в различных сферах осуществления предпринимательской деятельности;
— законность издаваемых органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления нормативных правовых актов, регулирующих осуществление предпринимательской деятельности, затрагивающих права предпринимателей.
Учитывая изложенное в целях оказания субъектам предпринимательской деятельности помощи по правовым вопросам, реализации их права на личное обращение в органы прокуратуры Российской Федерации, организовано проведение в Сланцевской городской прокуратуре Всероссийского дня приема предпринимателей в рабочее время в первый вторник каждого месяца.
Старший помощник
Сланцевского городского прокурора
младший советник юстиции Н.Ю. Лубенец