В целях правового просвещения и правового информирования Сланцевской городской прокуратурой проведен анализ состояния законности в сфере обращения с отходами.
С 01.11.2019 Акционерное общество «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (далее — Общество, Региональный оператор) осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов на территории Ленинградской области в качестве регионального оператора по обращению с ТКО.
В настоящее время Региональным оператором и уполномоченными органами власти последовательно реализуются мероприятия, направленные на пресечение нарушений и укрепление законности в сфере оборота отходов.
В результате принимаемых мер прокурорского реагирования, направленных на создание и приведение в соответствие с установленными требованиями мест временного накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), понуждение образователей отходов к заключению договоров на вывоз ТКО обеспечена устойчивая тенденция снижения общего числа фиксируемых на территории области незаконных свалок.
В силу части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Уклонение собственников отходов, в частности лиц, осуществляющих коммерческую деятельность в нежилых помещениях многоквартирных жилых домов (далее — МКД), влечет невозможность учета образующихся отходов для целей организации их транспортирования и размещения, переполнение контейнерных площадок МКД, вывоз отходов с которых оплачивается их жителями, а также угрозу размещения образующихся отходов с нарушением требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в непредназначенных для этого местах.
Неисполнение собственниками упомянутых нежилых помещений названных требований Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» образует в их действиях состав административного правонарушения, предусмотренного ч. ст. 8.2 КоАП РФ.
Также следует отметить, что статьей 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктом 2 Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденного приказом Росстата от 09.10.2020 № 627 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления», на организации и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность по учету образующихся отходов и ежегодному предоставлению в Росприроднадзор формы федеральной статической отчетности № 2-ТП (отходы). От предоставления указанной статистической формы освобождены субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются только ТКО массой менее тонны, не осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, при условии заключения ими договора с региональным оператором по обращению с отходами.
Неисполнение собственниками отходов, уклоняющимися от заключения договора с региональными оператором, обязанности по предоставлению названной формы федерального статистического наблюдения образует в их деятельности еще один самостоятельный состав административного правонарушения и влечет искажение результатов федерального статистического наблюдения в сфере обращения с отходами.
Аналогичная образом складывается ситуация с некоммерческими организациями, в том числе садоводческими товариществами, а также баз отдыха, руководители которых уклоняются от взаимодействия с Региональным оператором, создавая угрозу размещения ТКО в несанкционированных местах.
Принимая во внимание актуальность вопросов состояния законности в сфере обращения с отходами, а также с учетом реализуемой в настоящее время политики, обращаем внимание субъектов рассматриваемых правоотношений на необходимость соблюдения указанных требований законодательства и недопущении совершения правонарушений в сфере обращения с отходами.