Как открыть своё дело?

Собираетесь открыть свое дело, но не знаете, с чего начать? Уже открыли, но видите, что не хватает знаний? В каждом из этих случаев начинаешь потреблять терабайты информации. Но делать-то что? Делимся полезными советами из книги Артема Вахрушева «Хочу свой бизнес».

1. Найдите бизнес-идею

Один из существенных стопперов начинающих предпринимателей — непонимание того, чем мечта или обычная отличается от бизнес-идеи. Чтобы протестировать то, что вы придумали, ответьте последовательно на три вопроса:

— Для удовлетворения какой потребности создается бизнес?
— Как вы будете монетизировать эту потребность?
— Достаточно ли денег от монетизации на покрытие расходов и необходимую вам прибыль?

Если ответов нет, то, к сожалению, это не бизнес-идея, а ваша мечта. И ей еще предстоит стать бизнесом — или не стать. Все зависит от вас и вашего желания.

2. Копировать можно

Хорошее заимствование (в рамках законодательства) — это развитие конкурентной среды. Не очень умные люди заимствуют идею туристического агентства и открывают его в соседнем офисе, тем самым губя не только свой проект, но и уже действующий бизнес соседа. А дальновидные предприниматели привозят хорошие идеи издалека и создают себе бесконкурентные ниши.

Главная компетенция предпринимателя — увидеть потребность (иногда проблему) клиента и, как следствие, возможность успешной монетизации бизнес-идеи на своей территории. Если еще несколько лет назад многие инвесторы говорили в основном об инновациях как об объектах инвестирования, то теперь быстро и качественно реализованный копипаст бизнес-идей тоже рассматривается как неплохой вариант для вложений.

Но данное направление имеет свои нюансы. Со стороны вы можете не увидеть подводные камни — большинство проектов имеют множество скрытых бизнес-процессов.

3. Определите ценность вашей идеи для потребителя

Потребность, проблема, ценность, боль. Это один из важнейших моментов на старте. Правильно определить, чего хочет потенциальный клиент, и привести ваш продукт в соответствие с его желаниями крайне важно. Подход «я так вижу, мне виднее, давайте приучать людей к лучшим вариантам», конечно, хорош, но рискован. При этом вы можете не входить в фокус-группу вашего же продукта. Назвать потребность могут только представители этой группы, а следовательно, с ними нужно общаться.

4. Используйте принцип «Тысяча долларов»

Когда вы морально готовы к старту, возникает следующий вопрос: где взять деньги на начало собственного дела? Если вы не собираетесь строить завод по производству автомобилей, то вполне можете применить принцип «Тысяча долларов» или принцип финансирования с первой сделки. В чем их суть?

Практически любой микро- и малый бизнес можно начать с тысячи долларов. Все, что требуется на старте, — ваши время, мозги, организационные способности, а также умения и навыки. Скептики скажут, что именно их бизнес невозможно начать без денег. Ответ довольно прозрачен: найдите дело, которое можно начать с пятидесяти-ста тысяч рублей, заработайте больше и займитесь делом своей мечты. Так вы выйдете из состояния неопределенности, которое не позволяет сделать первый шаг, мобилизуете свои умственные и организационные способности и возможности, начнете думать непосредственно о процессе зарабатывания, а не о том, какую мебель купить в новый офис.

5. Сделайте бизнес-план

На старте проекта вы одновременно в двух позициях: инвестора и человека, желающего привлечь средства. Иначе говоря, вы и есть главный инвестор своего проекта. Именно вы будете тратить ресурсы (время, деньги, энергию). И именно вам самому необходимо убедиться, что проект будет успешен и в него вообще можно вкладываться. А для принятия решения необходим базовый документ, например бизнес-план.

6. Научитесь управлять финансами

Типичная ошибка в финансовом плане — неправильная оценка структуры и объема расходов. Стандартная ситуация: вы хотите открыть какой-то сервис, и вам кажется, что статей расходов всего три: аренда, фонд оплаты труда, расходные материалы. Однако в реальности почти всегда оказывается, что чего-то вы не учли. Есть очень простой прием, позволяющий выжать из себя структуру расходов. Нарисуйте свой будущий офис в буквальном смысле. Например, вы решили открыть турагентство. Берете лист бумаги и рисуете ваш офис — если он вам, конечно, нужен.

В помещении находятся мебель, оргтехника, микроволновка, кулер. Там же работают люди: руководитель, менеджеры по продажам, бухгалтер. Перед входом вывеска, внутри здания навигация. К вам приходят клиенты, они узнают о вас из рекламы. Менеджеры показывают им каталоги, общаются, затем начинают искать интересные варианты в интернете и на вашем сайте. Клиент выбирает турпакет, бухгалтер выписывает счет, клиент оплачивает услугу картой и уходит довольный.

Теперь опишем то же самое, но в статьях расходов.

— Аренда.
— Амортизация.
— Фонд оплаты труда, в том числе НДФЛ.
— Страховые взносы.
— Расходы на рекламу и маркетинг.
— Расходные материалы (канцтовары, каталоги, бумага и прочее).
— Оплата интернета.
— Расходы на ведение бухгалтерского учета.
— Банковские расходы.
— Налоги.
— Создание и техническая поддержка сайта.
— IT-сопровождение.

И это только начало. Если вы не выжмете из себя десять-пятнадцать статей потенциальных расходов, значит, вы что-то забыли, и это может повлиять на ценообразование, что отразится на будущих финансовых результатах.

7. Оценивайте риски

Риски нельзя убрать из предпринимательской деятельности, но ими можно управлять: выявить, описать, оценить вероятность наступления и сумму возможного ущерба, ранжировать, спланировать мероприятия по минимизации. Ответьте себе на вопрос: «Что делать, если риск наступил?» Он сродни вопросу «Что в первую очередь делать в случае пожара?» — 80% людей отвечают «тушить», а надо звонить 112.

8. Соберите команду

Даже если вы работаете в одиночку, один из самых важных моментов — создание вокруг себя качественной команды. Штатные сотрудники, партнеры, фрилансеры — неважно. Надо учиться работать с людьми. Это подразумевает поиск, отбор, адаптацию, выстраивание формальных и неформальных связей и взаимоотношений, стимулирование и формирование справедливой системы вознаграждения, поощрение, повышение квалификации, ротацию, грамотную постановку задач, делегирование, контроль и даже расставание.

9. Сделайте свои коммуникации эффективными

Бизнес невозможен без коммуникаций. Прежде чем общаться с кем-либо, обязательно ответьте себе на три вопроса: зачем? кто? где?

Самое важное — цель коммуникации. Для чего эта встреча? Ради заключения контракта? Решения конфликтной ситуации? Других действий? Четко сформулируйте, чего вы хотите от ваших визави. Иначе они добьются своих целей, а вы — нет. С кем вам предстоит встречаться? Нюансов много: пол, возраст, должность, количество участников встречи. В зависимости от этого ваше поведение, внешний вид, степень пунктуальности могут меняться. Место тоже очень важно. У вас или у них? Как добраться? Сколько на это нужно времени? Как выглядит помещение, где вам предстоит коммуницировать? Особенно это касается публичных выступлений перед большой аудиторией. Нужно ли оборудование, программное обеспечение для презентаций? Если есть возможность приехать заранее, освоиться в помещении, обязательно сделайте это. Если только это не личный кабинет генерального директора крупного завода, к которому вы едете на долгожданную индивидуальную встречу. Хотя как знать… Превратите эти предварительные размышления в привычку и всегда задавайте себе три вопроса: зачем? кто? где?

10. Сверяйте любое решение с жизненными приоритетами

Без понимания своих приоритетов можно долго топтаться на месте или уйти совершенно не туда. Поэтому для начала их нужно визуализировать. Приемов и способов множество, но основа одна и та же: сформулировать и составить рейтинг. Если вы не знаете, как быстро отыскать свои жизненные приоритеты, можно обратиться к методике Милтона Рокича (она есть в Сети). Он сформулировал восемнадцать терминальных, то есть определяющих и важных, ценностей, которые касаются целей индивидуального существования, и восемнадцать инструментальных, которые связаны с образом действий и достижением целей. Брать свои приоритеты можно из обоих списков.

11. Повышайте личную эффективность

Есть известная предпринимательская поговорка: что нельзя измерить, то нельзя улучшить. Начать можно с того, чтобы целый день фиксировать процесс своей жизнедеятельности. Основная задача — выявление так называемых пожирателей времени. Отвлеклись на звонок — фиксируем. Застряли в пробке — фиксируем. Зависли в соцсетях — фиксируем. Главное — честно записывать все (даже незначительные) события. Через неделю появятся первые результаты, но можно продолжать еще пару недель. Уже в ходе хронометража вы начнете экономить свое время, потому что автоматически станете меньше отвлекаться на посторонние дела.