Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов урегулировано главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Частью 1 ст. 208 КАС РФ определено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 6 статьи 208 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта или его части должно быть указано, какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, каким средством массовой информации и когда данный акт опубликован или обнародован в установленном порядке, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть.
К особенностям производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов в соответствии с КАС РФ, в отличие от ранее предусмотренного Гражданским процессуальным кодексом РФ порядка, относится возможность применения судом меры предварительной защиты по административному иску об оспаривании нормативного правового акта, заключающейся в установлении запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца. Принятие иных мер предварительной защиты по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается (статья 211 КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются:
документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя (пункт 4);
доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем (пункт 5);
Срок рассмотрения судом административного дела об оспаривании нормативного правового акта не должен превышать двух месяцев со дня подачи административного искового заявления, а Верховным Судом Российской Федерации трех месяцев со дня его подачи.
Также КАС РФ предусмотрена возможность оспаривания нормативных правовых актов в упрощенном порядке.
В таком порядке рассматриваются административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, воспроизводящих содержание нормативных правовых актов большей юридической силы, основанных на нем, или вытекающих из него, в случае, если нормативный правовой акт большей юридической силы уже признан судом недействующим (статья 216 КАС РФ).
Решение по административному делу о признании нормативного правового акта противоречащим закону или сообщение о таком решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт, о чем должно быть указано в резолютивной части решения (статья 215 КАС РФ).
Старший помощник городского прокурора
юрист 1 класса С.Г. Кулешова