ПЕНИНО (Сумерский погост)

ПЕНИНО (Сумерский погост)

Православная Церковь превосходит все церкви неправославные: во-первых, своей истиной, своим православием, соблюденным и завоеванным кровию апостолов, иерархов, мучеников, преподобных и всех святых; во-вторых, тем, что вернейшим образом руководит ко спасению (ровным, прямым и верным путем), что верным образом очищает, освящает, обновляет посредством иерархии, Богослужения, таинств, постов; в-третьих, что наилучшим образом научает угождать Богу и спасть душу свою, наилучшим образом руководствует к покаянию, исправлению, молитве, благодарению, славословию. — Где есть такие молитвы, славославия, благодарения и прошения, такое чудное Богослужение, как в Православной Церкви? Нигде.

св.прав. Иоанн Кронштадтский

iпениноСело Пенино. Храм Рождества
Пресвятой Богородицы
и церковные дома.
Современный вид.

Село Пенино, в прошлом упоминающееся в летописях еще в ХV в. под именем Сумерского погоста, расположено в живописной местности при одноименном озере и окружено с запада и юга холмами и возвышенностями, по которым рассыпаны небольшие деревни, чредующиеся полями и перелесками. Лежит оно в 160 км к юго-западу от С.-Петербурга, в крае, издавна называвшемся в народе округом Самро, до 1927 г. относившемся ко Гдовскому уезду С.-Петербургской губернии, а ныне — к Сланцевскому району области

В центре округа лежит одно из крупнейших озер нашего края — озеро Самро, площадь зеркала которого составляет одну квадратную милю. С запада и юга озеро окружено болотами, а с севера — лесами. В западной части из него вытекает пучинистая река Сомра, впадающая в реку Долгую.

i 06125_20090716_023829
с.Пенино. Часовня вмц.Параскевы Пятницы
на св.источнике

Впервые Сумерский погост с церковью Рождества Пресвятой Богородицы упоминается в Писцовой книге Шелонской Пятины Господина Великого Новгорода, составленной Феодором Валуевым, под 1498 г. Таким образом, в 1998 г. исполнилось 500 лет с момента первого летописного упоминания погоста. На самом деле, этот погост, вероятно, гораздо древнее и, быть может, даже принадлежит к тем из них, которые были учреждены на Руси еще святой Ольгой в 957 г. “по Лузе реке”. Во всяком случае, обширность земель, подчиненных погосту, а также существование здесь укрепленного городка, лежавшего на тракте из Новгорода в Гдов, указывает на это селение, как на издавна существовавшее и имевшее важное административное значение для края. К западу от погоста лежали земли пограничного Пскова, а за ними — уже земля Ливонская, принадлежавшая Ордену. К северу, за рекой Лугой — Водская пятина и Ямской уезд, к югу и востоку — земли Бельского и Дремяцкого погостов Великого Новгорода. Сам Сумерский погост относился к Залесской половине Шелонской пятины и до учреждения губерний Императрицей Екатериной ll состоял в Новгородском уезде.

Земли эти, порубежные, пограничные, неоднократно подвергались нападению врагов, о чем безмолвно свидетельствуют могилы рыцарей и шведов, сохранявшиеся еще в начале нашего века. В ХVll в. шведы восемь лет удерживали Сомерскую волость за собою, и лишь по Плюсскому и Столбовскому договорам вынуждены были вернуть ее России.

Помнят эти места и воинственные походы в Ливонию и к Нарве великого князя Московского Иоанна lll и царя Иоанна lV Грозного, следовавших через Самру. Войска царя Феодора Иоанновича, Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича и Петра Великого шли этим путем из Новгорода к Нарве. Жители этих мест до сих пор помнят предание о сорока полках петровских воинов и десяти тысячах подвод для них, выставленных во время войны со шведами в 1700 г. и о мостах, которые мостили они по непроходимым болотам в этих краях. Сохранились и воспоминания о привлечении местных жителей к работам в Кронштадте, где десять лет они трудились по очереди, созидая петровскую твердыню.

Петр Великий в походе на Нарву и обратно проходил через Сомерскую волость, и останавливался здесь у Пенинского погоста и озера, где был тогда городок (острожек), и начальствовал думный боярин Иван Иванович Щепин. Тут же находился тогда и Богдан Иванович Коновницын, предок графов Коновницыных, владевший в этих местах мызой с собственной церковью в Завастье, близ погоста Рудного.

Жители Сомерской волости в быту и языке (наречии) различались на две группы. К первой относились жители восточной и северной частей округа, лежащих по реке Сабе, и у впадения реки Сомры в Долгую. Они представляли собой потомков новгородцев (словен), говорящих новгородским наречием и принадлежащих великорусскому этносу. Около озера Самро и по реке Долгой жил народ коренного чудского происхождения, говорившего “особым наречием, в котором много дикости и поэзии”.

Первая упоминаемая в летописи церковь Сумерского (Пенинского) погоста отмечена под 1498 годом. Освящена она была в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В ХVlll в. прежняя деревянная церковь, также Рождества Божией Матери (очевидно, ХVll в., уже далеко не первая, выстроенная на этом месте) сгорела, и в 1789 г. прихожанами была выстроена другая, также деревянная. Она была двухэтажной, в верхнем ее этаже был устроен главный престол Рождества Богородицы, в нижнем — приделы Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня и св.вмц. Параскевы Пятницы, — издавна почитавшейся в этом крае, из-за расположенного близ церкви чтимого в народе источника святой Параскевы. Антиминс главного придела был освящен митрополитом С.-Петербургским Исидором (Никольским) 27 октября 1862 г., в Крестовоздвиженском приделе — митрополитом С.-Петербургским и Новгородским Гавриилом (Петровым) 27 мая 1778 года, в приделе св.вмц. Параскевы — им же 31 октября 1784 г.

112
Настоятель храма
с.Пенино о.Николай
Никольский с сестрами
Свято-Покровской
Поречской общины.
1910-е гг.

До 1843 г. причт храма состоял из двух священников, диакона, двух дьячков, двух пономарей и просвирни, после 1843 года — из двух священников и двух псаломщиков. Первым известным нам из причта храма является служивший здесь в 1785 г. священник Феодот Иванов. При нем вторым священником был о.Иоанн Васильев, дьячками — Стефан Ефимов и Прокопий Федоров, пономарями — Алексий Федоров и Иван Афанасьев. Среди других, служивших в храме (до 1811 г. сведения скудны, ибо метрические книги в этом году сгорели во время пожара в доме священника) известны священники: Михаил Иванов, Гавриил Стефанович Пенинский (†1827), Михаил Михайлович Думницкий (†1842). В более поздние времена священствовали: о.Стефан Тихонович Покровский и Феодор Иоаннович Скроботов, Симеон Никольский и Геннадий Докучаев.

До учреждения штатов приход жил ругой и доходами за требы, после их учреждения духовенству было положено жалованье.

Приход владел также 92 десятинами земли, использовавшимися под пахоту, сенокос, усадьбу, церковь и кладбище. Две трети общих угодий составляли лес и кустарник.

Прихожане храма (около 4000 чел.) проживали в самом Пенино возле церкви, ближайших к ней деревнях: Коленец, Дретно, Замошье, Рожново, Кошелевицы; отстоящих в 4-7 верстах: Любитово, Ожево, Передки, Гонеже, Подлесье, Поречье, Бурежи, Буряжки и Струитино, и отдаленных (до 15 верст): Новоивановское, Дубо, Липо, Овсище и Данилово. В приходе было 16 часовен и 4 кладбища. Жители этих мест были богомольными: в воскресные дни в храме собиралось до 500, в праздники до 1000 чел. Давая характеристику местным жителям в церковном очерке прихода, отмечалось, что в массе своей народ здесь был очень трудолюбив, особенно женщины, мужчины развиты, в первую очередь молодежь. Большей частью они были заняты в столице на каменных мостовых работах, торговле, поставляли гурты скота в Прибалтику и Малороссию. Грамотность среди населения в конце ХlХ — начале ХХ в. быстро росла. Крестьянские дети учились у причта, особенно чувствовались успехи у тех детей, которых обучали дочери священника Феодора Скроботова. В деревнях Данилове, Поречье и Липе детей обучали: гдовский мещанин Иван Чистосердов, крестьяне села Поречье Евдоким Афанасьев и Василий Григорьев, и с.Осьмино Иван Богачев.

Особенно этот процесс усилился среди местных жителейпосле освобождения крестьян Императором Александром ll в 1861 г. Многие уезжали в С.-Петербург, где обзаводились собственным делом, становились самостоятельными людьми, но при этом не забывали о своей родине. Среди них был и Симеон Гаврилович Гаврилов (†1908), в прошлом крестьянин д.Ожево Пенинского прихода, к 1880-м гг. ставший С.-Петербургским второй гильдии купцом. Он вместе с прихожанами с.Пенино вознамерился соорудить в селе новый каменный трехпрестольный храм, ибо старый деревянный обветшал, да и приход численно вырос и потому нуждался в новом просторном храме. Соорудить новую каменную церковь решено было юго-восточнее прежней, стоявшей у дороги Осьмино-Гдов, где при ней существовало и древнее кладбище. Место было выбрано на холме, над озером Пенино, рядом с чтимым источником св. Параскевы Пятницы. Освятить решено было новый храм так же, как и прежний, в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Сретения Господня и св.блгв.кн. Александра Невского — заступника Северо-Западного края и небесного покровителя мученически скончавшегося в 1881 г. Царя-Освободителя — Императора Александра ll, в память которого и строился храм.

В 1887 году усердием и на средства церковного старосты С.Г.Гаврилова и других уроженцев уезда была начата постройка, а в 1893 г. произведена закладка храма. К 1900 г. величественный пятиглавый с мощной колокольней храм вознесся над всей местностью, и призывный зов его колоколов был слышен далеко окрест. Архитектором, осуществившим этот замечательный проект, поставивший Пенинский приходской храм в ряд лучших столичных построек, был епархиальный архитектор Николай Никитич Никонов (1849-1918), в 1900-02 гг. возводивший в столице комплекс Иоанновского женского монастыря на Карповке. Строительство Пенинского храма обошлось в 200 тысяч рублей, из которых 90 тысяч были пожертвованы С.Г.Гавриловым.

Торжественным и радостным для жителей всей округи было освящение храма, совершенное 17 августа 1900 г. Преосвященным Никоном (Софийским), епископом Нарвским, викарием С.-Петербургской епархии в сослужении св.прав. Иоанна Кронштадтского и местного духовенства.

Отец Иоанн специально приехал на освящение храма. С Гдовским уездом, которому принадлежало с.Пенино и этой местностью его связывали издавна тесные, как духовные, так и родственные узы.

Из Гдовского уезда происходила родом супруга св.прав. Иоанна Кронштадтского, Елизавета Константиновна Сергиева, отец которой, протоиерей Константин Петрович Несвицкий (ок. 1790 — после 1855), начал свою службу в 1821 году в Кяровской Покровской церкви Гдовского уезда (в 8 верстах от Гдова). В 1832-45 гг. он служил настоятелем Гдовской Пятницкой церкви, был Гдовским благочинным, освящал многие вновь выстроенные церкви уезда, в том числе в с.Ложголово (1836), в 1846 г. был инициатором перенесения древней иконы святого Иоанна Предтечи из с.Кушелы во Гдов. Поэтому священники, состоявшие в родстве с семьей Несвицких (у о.Константина было шестеро взрослых детей), были близко знакомы о.Иоанну, и он часто посещал своих родных в Гдовском уезде. Кроме того, неподалеку от Пенино, в с.Ополье Ямбургского уезда, о.Иоанн навещал служившего там священника Николая Орнатского, брата о.Иоанна (†1931) и о.Философа (†1918) Орнатских, будущих петроградских новомучеников, которые также состояли в родстве с о.Иоанном и были наиболее близки ему духовно.

16 августа 1900 года св.о. Иоанн проездом из Кронштадта в Пенино, остановился на ст. Молосковицы, где служил утреню и литургию в местной церкви при имении табачного фабриканта Богданова, после чего прибыл на освящение храма в с.Пенино, а уже через два дня освящал в Ревеле кресты, которые в тот же день были подняты на храм Ревельского подворья Свято-Успенского Пюхтицкого женского монастыря, одного из любимых детищ о.Иоанна.

По окончании чина освящения храма Рождества Пресвятой Богородицы с.Пенино, совершенного Преосвященным Никоном, отец Иоанн сказал прочувственное слово на освящение храма. Затем был отслужен благодарственный молебен, на который вышел владыка и все духовенство. Прихожане вновь сооруженной церкви поднесли главному жертвователю и строителю храма С.Г.Гаврилову икону в драгоценных золотых ризах и благодарственный адрес.

Через год последовало освящение боковых приделов во имя Сретения Господня и св.блгв. кн. Александра Невского. Совершено оно было соответственно 20 и 21 августа 1901 года Преосвященным Константином (Булычевым), епископом Гдовским, викарием Санкт-Петербургской епархии, вновь в сослужении св.прав. Иоанна Кронштадтского и многочисленного местного духовенства. Чин великого освящения двух приделов храма был освящен перед началом Божественной литургии многочисленным собором духовенства при хоре певчих. Во время торжественного освящения приделов из храма были изнесены св. кресты, хоругви и иконы, крестный ход, возглавляемый Преосвященным епископом Константином, несшим на голове св. дискос с антиминсом, проследовал вокруг церкви, после чего стены вновь сооруженного храма были помазаны св. миром и окроплены св. водой. На освящение боковых приделов св. Иоанном Кронштадтским также были произнесены слова, к этому же времени относится и освящение им каменной часовни на св. источнике вмц.Параскевы Пятницы, хорошо запомнившееся местным жителям. Тогда же была посажена березовая аллея, ведущая от церкви к источнику. По воспоминаниям старожилов, каждое деревце держали местные крестьяне и опускали в заранее выкопанную лунку, по окроплении св.водой, которое совершал о.Иоанн, идя к часовне между двумя рядами собравшихся на освящение храма крестьян в праздничных одеждах.

213
Храм Свято-Успенского
Доложского скита
Снимок начала 1950-х гг.

В 1900-1910-х гг. храм стал одним из красивейших в уезде. в эти годы здесь служили священники Сергий Николаевич Иванов и Николай Семенович Никольский, уроженец с.Пенино, сын прежнего настоятеля местной деревянной церкви, диаконом был Василий Валентинович Кедров, сын настоятеля и строителя Старопольской Христорождественской церкви.

Освящение величественного храма в с.Пенино способствовало тому, что через год в Пенинском приходе в 4 верстах от храма близ с.Поречье в местности Козья Гора была по инициативе местной уроженки Марии Андреевны Кудрявцевой при содействии св.прав. Иоанна Кронштадтского, особенно покровительствовавшего женскому монашеству, учреждена Свято-Покровская Поречская женская община. Исполняющей обязанности настоятельницы стала принявшая монашеский постриг послушница Мария (Кудрявцева). В 1903-04 гг. в общине был сооружен первый деревянный храм прп.Серафима Саровского, тогда только что прославленного во святых Русской Православной Церкви. На самой вершине горы была выстроена часовня, к 1907 г. на месте которой по проекту архитектора В.А.Косякова был выстроен величественный храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделами свт.Николая Чудотворца и свв. апостолов Петра и Павла и прп. Максима Исповедника.

Община в 1919 г. получила статус монастыря, к 20-м гг. здесь подвизалось 18 сестер. Духовником обители был священник Пенинского погоста о.Николай Никольский, после революции его сменил протоиерей Василий Добронравин, скончавшийся у Престола Божия в алтаре Покровского храма за литургией.

В 1920-х — 30-х гг. во время гонений на веру многие сестры были арестованы и высланы в Казахстан, в Сибирь. Лишь некоторые из них в 1940-х — 50-х гг. смогли вернуться в родную обитель, ставшую приходом. (Богослужения здесь были возобновлены в 1942 году в Свято-Покровском храме, деревянная же церковь прп.Серафима Саровского была сожжена в 1930-х начале 40-х гг. и не сохранилась до возобновления богослужений на Козьей Горе. Ныне на ее месте выстроен церковный дом). Вернувшиеся сестры проживали в деревнях в окрестностях обители до

1960-х — 70-х гг. Последние из них преставились в 1981-84 гг. Погребены они на местном монастырском кладбище за алтарем Покровского храма.

Удивительным миром и покоем дышит этот святой уголок русской земли с монастырскими постройками и храмом, утопающими в цветах и зелени. Аккуратное кладбище обители ухожено заботливыми руками, над храмом кружат аисты, во множестве обитающие здесь, поют птицы. Воистину райский уголок!

В 1908 г. последнем году жизни Кронштадтского пастыря, при Поречской женской общине близ обители, на издавна чтимых Доложских пещерах с источником Божией Матери, расположенном в скале и лежащем в реке камнем с Ея следом (Царица Небесная Сама являлась здесь), был учрежден Свято-Успенский скит с богадельней, где призревалось до 20 престарелых женщин, за которыми ухаживали сестры обители. Здесь был выстроен и каменный храм во имя Успения Матери Божией, куда ежегодно совершался многотысячный крестный ход с чтимой иконой Успения. Закрытый в 1930-х гг., храм сохранялся до 1950-х гг., когда по указанию местных властей, во время новых “хрущевских” гонений на веру был разобран на кирпич. Святое место это и поныне чтится местными жителями: многие добираются сюда, к святому источнику, почитая его целебным, и до сих пор есть свидетельства исцелений тех, кто с молитвой прибегает к помощи святого ключа Пречистой. На Успение сюда приходил до последнего времени крестный ход с образом Божией Матери, богомольцы непременно становились на “камень Богородицы”, до сих пор лежащий в водах реки Долгой напротив бывшего алтаря храма Доложского скита.

313
Свято-Покровский храм на Козьей Горе.
Современный вид.

Храм в Пенино в 1930-х гг. был закрыт, а деревянный древний, стоявший у дороги, уничтожен. Воинство небесной России пополнилось в эти годы именами уроженцев с.Пенино священников-новомучеников о.Валентина Левитского (1867-1937) и о.Арсения Голосова (1969-1937), священника Михаила Виноградова (†1937), уроженца Боровичского уезда Новгородской губ., служившего на Козьей Горе и проживавшего в с.Поречье, священника Филимона Алексеева (1866-1937), уроженца д.Кошелевичи, служившего и проживавшего в с.Самро. В Доложске (Заручье), ближайшем к Доложскому Успенскому скиту приходе, пострадали за веру уроженцы этого села: братья-священники о.Николай Покровский (1866-1937) и о.Иоанн Покровский (1869-1937), — один из них, а другой — служил в с.Рель, а также диакон из Заручья о.Василий Соколов (1878-1937). Судьбы их остались до сего времени в памяти местных жителей и, веруем, православные христиане соберут по крупицам свидетельства о жизни этих мучеников за веру.

Свято-Покровский храм.413
Внутренний вид.

В годы войны 1942-44 гг. в храме недолго совершались богослужения, вероятно, “входящим” священником Православной псковской миссии, окрывшей сотни храмов после поругания их безбожниками. Однако, после войны храм остался без службы (действовала лишь расположенная вблизи Пенино Покровская церковь на Козьей Горе, после войны не закрывавшаяся и действующая до сего дня). Сохранившийся иконостас храма был перевезен в 1948 г. в Крестовоздвиженскую церковь с.Ополье, где иконостас был утрачен после закрытия церкви в 1930-х гг., где пребывает до настоящего времени.

В бывших церковных домах с.Пенино, рядом с опустевшим храмом, в 1950-х гг. была размещена школа-интернат. Еще хорошо сохранявшийся до того времени храм сильно пострадал от соседства этого интерната. В доме священника разместили клуб и кинотеатр, затем там был устроен школьный склад, ныне от дома остались одни стены. Здание бывшей церковно-приходской школы, отданное интернату, стоявшее к западу от храма и погоста, на краю леса, сгорело около 15 лет назад. Сохранились рядом с храмом новое двухэтажное здание, испоьзовавшееся как спальный корпус интерната, и дом, где прежде жили церковнослужители.

До сих пор особым почитанием богомольцев пользуется освященная св.прав. Иоанном Кронштадтским часовня св. Параскевы Пятницы на святом источнике (она лопнула и дала трещины от подвижек грунта в 1950-х — 60-х гг. и требует ремонта). К часовне ведет вековая березовая аллея. Народ называет это место Иорданью и постоянно берет здесь воду, приезжают даже издалека, из Петербурга, и берут воду большими емкостями. Местные жители периодически чистят источник и ухаживают за ним, (особенно после 1960-х гг., когда во время кампании борьбы с Церковью источник был намеренно загрязнен).

Величественный храм Рождества Пресвятой Богородицы, несмотря на суровое время, и сегодня стоит как сказочный богатырь на высокой горе в селе Пенино.

713Козья Гора.513613

История этого края и местности свидетельствует, что в начале века намоленное за полтысячелетия святое место было избрано как особо благодатное для иноческой жизни, и здесь по благословению св.прав. Иоанна Кронштадтского была учреждена святая обитель и скит.

Думается, что и в наше время усердием петербуржцев, а также быть может и ближайших женских обителей — Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря*, также основанного святым кронштадтским пастырем, находящегося в Эстонии (ныне отделенного границей, не имеющего своих отделений — подворий или скитов в России), и Свято-Николаевской общины в с.Заянье Псковской области (б.Лужского уезда С.-Петербургской губернии) здесь возобносится монашеская жизнь.

И.П.

*На Ивангородском форштадте г.Нарвы (ныне г.Иангород), на русской стороне, близ городского Нарвского кладбища, сохранились постройки б.подворья девичьего Илецкого Николаевского монастыря Оренбургской епархии с келиями и храмом Иверской иконы Божией Матери (выстроено в 1913 г. к 300-летию Дома Романовых). Помещение Девичьего подворья могло бы подойти для учреждения здесь подворья Пюхтицкой обители (с 1990-х гг. здание православного монастыря занято общиной евангельских христиан-баптистов).

Слово, произнесенное св.прав.Иоанном Кронштадтским на освящении храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Пенино Гдовского уезда, С.-Петербургской губернии 17 августа 1900 г.

Сегодня совершилось, благодатию Божиею, освящение сего, вновь созданного благолепного храма в честь и славу рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Возблагодарим Господа, давшего сердце пространное, щедрое и рачительное к славе Божией — создателям храма сего, непощадившим вещественных средств для его построения и украшения. Такой храм был бы и в столице одним из лучших. Это имстинно небесе подобный храм. Благодарение Святителю, подвигшемуся из столицы в эту глухую местность для святого дела; спасибо и всей освященной братии, выразившей свое усердие к сослужению с Архипастырем. При молитвах, священнодействиях и положении св. мощей на святом престоле совершилось вхождение в сей храм Господа неба и земли (Деян. 17, 24). Для чего созидаются и освящаются храмы Божии на земле, когда Вышний, по слову Писания, не в рукотворенных храмах живет: ибо небо престол Его, а земля — подножие ног Его (Деян. 7, 49) и небо небес вмещает Его (3Цар. 8, 27). Храмы рукотворенные созидаются и освящаются по повелению Божию для того, чтобы в них освящались, и, яко камение живо созидались (1Петр. 2, 5) в храмы Божии люди и делались храмами нерукотворенными, живыми и одушевленными. Человек сотворен по образу Божию, по образу святости и правды Его. Господь, по своей неизреченной благости, хочет жить в нем, но человек грешен, а Бог свят. Какое же общение света со тьмою, правды с беззаконием? (2Кор. 6, 14)? Чтобы Бог мог обитать в человеке, человек должен очиститься, покаяться, примириться с Богом, получить прощение грехов, чрез уполномоченное от Него освященное лице, вступит в живое общение чрез причастие св. Его Таин. — И вот для этого-то и нужен храм, — такое место, где Бог мог из Своей безконечности приблизиться к человеку, сделаться как бы осязаемым и удобоприступным. Храм и устрояется и приспособляется именно для этого общения человека с Богом. Тут проповедуется Слово Божие, как свет жизни нашей и стезям нашим духовным; тут совершается Боголепное Богослужение и поставление в священные степени; тут священнодействуются таинства: крещение, миропомазание, покаяние; тут священнодействуется Божественная Литургия и преподаются Животворящие Тайны Тело и Кровь Христова. Чрез все эти таинства мы возрождаемся, очищаемся, освящаемся, обновляемся, вступаем в живой союз с Богом и делаемся живыми храмами Его, если с верою и благоговением их принимаем. Вот для чего нужны храмы: они нужны для нашего поучения, просвещения, молитвы, утешения, духовного питания, врачевания, освящения, утверждения и соединения с Богом. Разве вы не знаете, что вы храм Божий, говорит апостол, и Дух Божий живет в вас? (1Кор. 3, 16). Храмы Божии своим украшением и иконным благолепием напоминают нам об украшении душ наших христианскими добродетелями, и о нашем непрестанном общении с небесною Церковию или со всеми святыми, которые суть члены Тела Христова и наши сочлены и ходатаи о нас пред Богом. Все святые сделались одушевленными храмами Божиими — где? В храме. Сама Пресвятая Богородица высшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим, где уготовила Себя в святое жилище Бога-Слова? В храме — трехлетней отроковицей будучи, Она введена во храм и там духовно воспиталась, упражняясь в молитве, Богомыслии, чтении Слова Божия, и в рукоделии свойственном женскому полу, — от руки Ангела небесного Она принимала хлеб небесный. В храме особенной благодатью почивает Бог и храм называется селением славы Божией, домом Божиим и вратами небесными (Быт. 28, 16-17). В Ветхом Завете храмы устроялись по особенному повелению Божию и по образцу, указанному Самим Богом. Так были устроены Скиния Свидения и храм Соломонов. В Новой благодати храмы были всюду созидаемы Богодухновенными Апостолами, и ими освящались, а Апостолы передали это дело и власть Архиереям. Без храма земного никто не войдет в небесный нерукотворенный храм. Да помнят это раскольники и сектанты, наши пашковцы, толстовцы, штундисты, отвергающие храмы и таинства, св. иконы. Храм есть дом молитвы, славословия, благодарения. Дом Мой дом молитвы есть (Лук. 19, 46), говорит Господь. В храме мы особенно собираемся для торжеств, церковных и гражданских — для совершения праздников Господних и Богородичных и Святых, праздников величайших благодеяний Божиих и спасительных событий — в жизни Спасителя и Богоматери; во храмах совершаем торжества по случаю радостных событий в отечественной Церкви и царском Доме; в храме собираемся на молитву во дни общей радости и печали. В храме мы все имеем общение друг с другом, как дети общего Отца небесного, как братья и сестры по духу веры. Слава Богу нашему, подающему нам радость бывать часто в доме славы Его, в этом жилище Божием на земле. Аминь.

Слово, произнесенное св.прав.Иоанном Кронштадтским в новоустроенном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Пенино Гдовского уезда, С.-Петербургской губернии, по освящении придела в честь Сретения Господня 20 августа 1901 г.

Дорогие братья и сестры! Сегодня совершилось благодатию Св.Духа архиерейским служением освящение придельного храма в честь и славу Сретения Господня в этом новоустроенном благолепном храме. Благодарим Господа за новый освященный престол Его благодати и за новое место приношения безкровной Жертвы о грехах наших. Приходите же неленостно в этот освященный дом молитвы, о коем Сам Господь сказал: дом Мой, дом молитвы наречется (Исаии. 56, 7) и освящайтесь в нем, как чада Святого Бога. Но для чего с такой торжественностью, такими чудными молитвами, священнодействиями и обрядами, с миропомазанием стен храма и положением Св. мощей мучеников освящаются храмы? Для того, чтобы привлечь на них всеосвящающее присутствие Божие и всесовершительнуб благодать Духа Святаго, чтобы она неистощимо и неоскудно действовала в приходящих с верою в храм сей, — просвещала умы и сердца, очищала, согревала и обновляла обветшавшие грехами души христианские, утешала скорбящих, исцеляла болящих, совершала все таинства при посредстве освященных пастырей, руководила и уготовляла всех к будущему, вечному царствию, — для того, чтобы в нем христиане соединялись в одно таинственное Тело Церкви под единой Главою Христом, — и сами, как живые камни, устрояли из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1Пет. 2, 4-5). Святи будите, яко Аз свят есмь. Я создал вас — как бы так говорил Господь — по образу и подобию Моей святости; святость ваша была в начале вашей принадлежностью, вашим свойством, вашим чудным благолепием; вы были подобны Мне, вашему Богу и Творцу, — но вы — произвольно утратили эту благодать, эту цельную, безмятежную, безтрудную и безпечальную жизнь, это неоцененное сокровище всякой разумной твари, — и осквернили себя лукавством, изменой, мятежным духом, непослушанием, гордостью, пристрастиями житейскими, коим нет числа, предались тли земной, поставили сами для себя безчисленные кумиры страстей, а Меня, источника жизни, оставили. Я туне излил на вас безчисленные благоа, а вы захотели восхитить себе Мою Божественную честь и славу, возмечтали сравняться со Мною, оказались предо мною неблагодарными, возстали против Меня Самого, вместе с отпадшим денницей, бывшим первоангелом и восприняли в себя его свойства. Но вы были обольщены этим исконным человекоубийцей; жалкие — вы были окрадены этим древним змием, как малодумные и неопытные, хотя и были предупреждены об опасности, вам предстоявшей. Потому Я, как милосердый, призываю вас опять к Себе; обратитесь и познайте свое заблуждение, свою прелесть греховную; покайтесь, возлюбите снова правду Мою и возненавидьте беззаконие, возлюбите Бога и друг друга, оставьте безумие и будьте опять святы, как Я Свят Господь Бог ваш. Человек без святости, как бы не человек, а получеловек, как не обожженный в печи кирпич или вновь сделанный из глины сосуд, незакаленный в печи, еще не есть кирпич, или горшок, или что другое, ибо не не имеет огнеупорности и стойкости, твердости. Так и человек, не утвердившийся в вере и исполнении заповедей Божиих, не искушенный духовным опытом, не утвердившийся в добродетели и святости и безбоязненно работающий греху, не есть настоящий человек и христианин. Многовидный грех с бесчисленными страстями глубоко проник в существо человека, пустив безчисленные корни в сердце, — все заразил, осквернил, растлил: душу и тело, разум, сердце, волю, память, воображение, всю мыслительную и желательную способность, все телесные чувства, эту пяту (пять) человека, и человек невозрожденный стал подобен трупу смердящему, или порождением ехидны, как называл Иоанн Предтеча фарисеев и саддукеев. Чтобы оживотворить этот труп, — выгнать из него смрад греха, — остановить или обезсилить исполинскую силу греха в человеке и дать ему благодатную силу мыслить, желать и чувствоать по Божьему и творить дела добрые, богоугодные, спасительные, — надобно было его чудесным образом возродить, и из чада диавола сделать чадом Божиим; а для этого Господь и Творец наш Сам благоволил сделаться для нас Искупителем и Спасителем, Первосвященником и Жертвою; в Самом Себе благоволил омыть грех мира посредством Своего Крещения в Иордане и даровать роду человеческому благодать крещения и запечатления Духом Святым чрез миропомазание. Для совершения же этого великого Таинства, как и других Таинств, Он благоволил основать на земле Церковь Свою с пастырями и паствою, с освященными храмами и спасительными уставами и Богослужебными чредами, при Своем Главенстве и совершительной благодати Духа Святаго. А чтобы возрожденного человека благодатью Духа Святаго поддерживать в святости, или и по возрождении падающего в грехи восстановлять и примирять с Богом, — очищать, освящать, обновлять, укреплять и поддерживать в общении с Источником жизни, для этого Он дал Церкви благодать разрешать от грехов кающихся и совершать для них величайшую тайну Евхаристии или причащения Тела и Крови Своей. Это величайшее и Животворящее Таинство совершается только в храме освященном, и Богослужение, во время которого совершается оно освященными лицами, есть главнейшее Богослужение в Церкви. Таким образом, человек грешный очищается, освящается и спасается только в святой, соборной и апостольской Церкви и в святом храме и без Церкви, без храма православного, он нигде не может досигнуть святости, потому что только Ей дана благодать освящения и возрождения человека. Отсюда ясно, что святость и спасение душ недостижимы ни в какой секте, ни в каком расколе или ереси, ибо там нет и не может быть благодати. Итак, будьте святы: ищите святости, заботьтесь о святости, приобретайте ее, как неоцененное, жизненное, вечное сокровище. Прибегайте всегда к единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и спасайтесь в ней. Те, которые отступили от Церкви и еще хулят ее, все погибнут, если не покаются. Вси, удаляющии себе от Тебе, погибнут (Пс. 72, 27), говорит Духом Святым царь и пророк Давид. Аминь.